«Яндекс» урезает рекламным агентствам суперкомиссии. Белорусам пока можно успокоиться
«Яндекс» урезает рекламным агентствам суперкомиссии. Белорусам пока можно успокоиться
21.02.2019
C марта этого года «Яндекс» меняет условия сотрудничества с рекламными агентствами и вводит новые правила начисления комиссии. Участники рынка говорят о планах «Яндекса» урезать подрядчикам выплаты за размещение рекламы, сообщает AdIndex .
«Яндекс» вводит новые условия работы с агентствами — с марта интернет-компания урезает подрядчикам выплаты суперкомиссий. У белорусских агентств еще есть время до конца года подготовиться к данным изменениям. Для них интернет-гигант изменит условия, скорее всего, с 2020 года.
Агентства получают от «Яндекса» три вида комиссий: ежемесячную, квартальную и полугодовую. Каждый месяц подрядчику начисляют фиксированную выплату, размер которой, по словам источников, в марте сократится в среднем на 20%. Как следует из презентации условий для рекламных агентств от «Яндекса» на 2019–2020 гг., размер базовых выплат будет меняться в зависимости от оборота клиента и составит от 3% до 5%.
При начислении квартальной комиссии «Яндекс» учитывает рост объема закупок рекламы к прошлом году. Этот вид выплат не претерпел значительных изменений, говорят источники. Как отмечается в презентации, комиссия составит до 8% от оборотов РСЯ.
Заметнее всего на участниках рынка скажется изменение условий расчета полугодовой комиссии, говорят источники. Раньше «Яндекс» каждые шесть месяцев начислял посредникам процент от годового роста объема закупок рекламы самого агентства, теперь выплаты будут зависеть от роста бюджетов каждого конкретного клиента — если положительной динамики нет, комиссия не платится. В этом случае агентство не получает прибыли, и на клиента ложатся дополнительные расходы по оплате работы команды.
Объем полугодовой комиссии также будет зависеть от типа клиента. Так, при приросте закупок рекламы в 1,2% за одного клиента агентство получит 8% комиссии, а за другого выплат не будет.
Представители рынка отмечают, что это явное ухудшение условий работы.
Большие клиенты не растут или растут очень медленно: чем больше клиент, тем меньше возможность его растить. У крупных клиентов строгие бюджеты, выше которых агентство не может прыгнуть.
Контекст остается эффективным каналом, который невозможно заменить другим инструментом. Его доля должна оставаться в сплите.
Согласно другому мнению, крупные агентства смогут перераспределить бюджеты в более рентабельные каналы, а также обосновывать возросшую комиссию на оплату работы команды своей экспертизой.
Также отмечается, что в первую очередь от изменений пострадают мелкие агентства, доход которых сильно привязан к комиссии.
Изменения условий работы с подрядчиками «Яндекс» объяснил агентствам необходимостью решать собственные задачи «в том числе за счет финансовой эффективности».
Еще одной причиной нововведений «Яндекс» называет борьбу с откатами. При прежних условиях агентства могли договориться с рекламодателем, чтобы компания полностью передала ведение контекста конкретному подрядчику в обмен на возврат части комиссии, которая будет начислена агентству за годовой рост. Как считают участники рынка, такое решение не поможет бороться с серыми схемами. Чтобы выжить, недобросовестные агентства переведут бюджеты в системы, которые выплачивают большие комиссии.
С марта «Яндекс» также перестанет выплачивать подрядчикам суперкомиссии за клиентов, которые обслуживаются в агентстве меньше полутора лет. Как говорят собеседники, интернет-компания объяснила это решение тем, что рост оборотов такого рекламодателя является заслугой предыдущего подрядчика. Однако на рынке больше 50% таких клиентов. Проводить тендеры и менять подрядчиков их обязывают внутренние условия. В таком случае агентствам нет смысла ходить на тендеры и бороться за клиента.
В самой компании «Яндекса» отметили, что компания ежегодно обновляет условия сотрудничества с агентствами в соответствии с изменениями рынка. Компания заинтересована в развитии бизнеса своих клиентов, но рыночные условия требуют от всех еще более глубокого погружения в задачи клиентов и большего внимания к их эффективному росту.
Что касается Беларуси, то как сообщил проекту «Рейтинг Байнета» директор digital-агентства GUSAROV Андрей Гусаров, для белорусских агентств прежние условия останутся как минимум до конца этого года. «В апреле будут изменены условия договора, но мы получили информацию от «Яндекса», что для Беларуси условия пока не будут меняться. На мой взгляд, это хорошая возможность для агентств задуматься о том, какую ценность они несут для клиентов, сконцентрироваться на развитии клиентского бизнеса, а не зарабатывать деньги на комиссиях», — отметил собеседник.
За прошлый год «Яндекс» заработал на рекламе 101 млрд руб., что на 22% больше 2017 г., как следует из финансового отчета компании. Более 76% рекламной выручки приходится на собственные площадки «Яндекса», остальное приносит РСЯ.
Вернуться к списку новостей