МНЕНИЯ: Большинство белорусских web-студий находятся в 3-х месяцах от банкротства

МНЕНИЯ: Большинство белорусских web-студий находятся в 3-х месяцах от банкротства

01.11.2012


В рамках 4-го Рейтинга белорусских web-студий, организаторы рейтинга провели опрос среди его участников.

— Каковы, по вашему мнению, основные проблемы белорусского рынка веб-разработок на сегодняшний день?

Van Gelder Design Studio, Валентин Слешинский: «Никаких абсолютно. Если в компании работают люди «с головой» — то никаких проблем».

CSFactory, Евгений Прупас: «Слабая ресурсная база. 2 года назад найти человека не было проблемой. Сейчас — пустыня с полупрофессиональными начинающими кадрами. Перегретые зарплаты разработчиков относительно общей ситуации в стране. Источники перегрева — крупные аутсорсинговые компании, пытающиеся захватить как можно больше ресурса, пока есть, что захватывать».

proweb, Александр Шалай: «Основная проблема — непонимание значимости и, как следствие, отсутствие должного финансирования и недостаточно серьезное отношение к веб-разработкам (в большинстве случаев)».

Студия Борового, Виталий Денисенков: «Проблема No.1 — это отсутствие людей, которые видят картину в целом. Причем как на стороне исполнителя, так и на стороне заказчика. Все веб-активности носят фрагментарный характер, разработка сайта делается «по наитию», интуитивно и порывисто. Ответы на вопросы «Зачем?», «Как?», «Для чего?», «Что мы получим?» знают единицы. А отсутствие конкуренции позволяет компаниям и с плохим сайтом и некомпетентным интернет-маркетологом и разработчиком чувствовать себя неплохо.

Проблема No.2 — устойчивость студий как компаниq и как бизнес-единиц. Процессов нет, организационной структуры нет, менеджмент слаб. Мое мнение — 80% студий в Беларуси находятся в 3-х месяцах от банкротства. Поэтому типичная студия – это коллектив 10 плюс/минус 5 человек с голубой мечтой найти более спокойный рынок и послать все к черту.

Проблема No.3 — борьба за кадры. Через 3-6 месяцев любой адекватный техспециалист может получить предложение от крупных IT-компаний, минимум в 2-3 раза превышающее возможности студии. Чтобы увеличить прибыль – надо улучшить процесс (Проблема No.2). Получается замкнутый круг. Очень тяжело проводить изменения.

Проблема No. 4 — слабый уровень клиентского сервиса и производственных возможностей.

Естественно, проблем можно выделить еще большое множество, но, как мне кажется, это основные».

abiatec, Александр Самойлов: «Неумение поставить реальную цель при заказе сайта. Недостаточная ответственность заказчика за участие в процессе разработки сайта совместно со студией. Желание заказчика говорить не ЧТО нужно сделать, а КАК нужно сделать.

Ну и конечно нежелание (уверен, что возможность часто есть) адекватно финансировать разработки».

adviko, Андрей Голубев: «На наш взгляд проблемы заключаются в следующем. Некоторые компании еще не осознали пользу от сайта и его продвижения, поэтому подходят к процессу создания сайта как к затратной части (а не инвестиционной) и пытаются сэкономить как только можно. Очевидно, что для таких компаний «дорого» — это и сайт за 2000$, и даже за 300$.

Другая сложность заключается в том, что клиенты зачастую хотят на основании своих умозаключений (не подкрепленных данными реальных посетителей сайта) разрабатывать дизайн сайта и тратят много времени на совершенно лишнюю работу. В итоге сайт получается вовсе не лучше, а вот времени и средств на него затрачивается существенно больше.

И последняя сложность — клиенты редко следуют условиям договора. Зачастую относятся к разработке сайтов легкомысленно и полагают, что переделать все с самого начала – это простая задача на день работы».

Jlab, Сергей Паращенко: «Незрелость рынка. Уровень оплат труда специалистов начинает сравниваться с Россией, а цены, по которым продаются проекты, разнятся иногда на порядок.

— Как изменилась ситуация за последний год?

Дмитрий Хоружко, Nineseven: «Для нашей компании с прошлого года, к сожалению, ничего не изменилось. Мы делаем качественные проекты, с уникальным дизайном и индивидуальным подходом к разработке.

К сожалению, сейчас это практически не надо никому в Беларуси. А кому надо – либо нет денег, либо уже работают со Студией Вадима Скротского.

Но, насколько я заметил, белорусские студии, которые клепают штамповку – процветают. Значит, спрос есть, но такое на международный конкурс не выставишь. А мы в это время работаем с Москвой и Астаной».

CSFactory, Евгений Прупас: «Многие ушли с рынка в связи с ликвидацией бизнеса или уходом на сопредельные рынки. Бизнес не вырос на белорусском рынке ни у кого. Максимум — удержались по объемам в прошлогодних рамках. Рост возможен только за счет сопредельных рынков».

proweb, Александр Шалай: «Виден свет в конце туннеля, очень надеемся, что это не поезд :)»

Студия Борового, Виталий Денисенков: «Рынок отошел от кризиса, оживился. Появилось осознание потребностей, что интернет – это огромный рынок и огромные возможности. Но обучение и понимание того, что надо делать, происходит достаточно медленно.

Больше появилось заказов на разработку интернет-магазинов. Больше стало акционных и промо-сайтов».

abiatec, Александр Самойлов: «Устойчивая тенденция от «чтобы было красиво» к «чтобы работало». Повышенный интерес к теме интернет-маркетинга в целом».

adviko, Андрей Голубев: «На наш взгляд, ситуация практически не изменилась по разработке сайтов. По продвижению есть улучшения, компании все больше начинают осознавать необходимость продвижения и контекстной рекламы – растет спрос».

Jlab, Сергей Паращенко: «За последний год после девальвации прошлого года многие студии стали на ноги только во втором-третьем квартале. Сейчас есть положительные тенденции и виден горизонт развития».

astronim, Богдан Коровец: «Ключевая фраза, звучащая каждый день в А*офисе от клиентов: «Мы хотим, чтобы с нашими менеджерами не разговаривали по телефону, чтобы к нашим internet/intranet системам подключались партнеры/потребители и т.д…».

Ну, из положительного: демпинга стало поменьше – наверное, повымерли все, кто пытался ниже себестоимости IT-специалистов работать. Голод не тетка. Кадровый голод. И открытый веб-рынок».

— Каковы основные тенденции развития белорусского рынка веб-разработок?

Van Gelder DesignStudio, Валентин Слешинский: «На мой взгляд, основная тенденция (и не только для белорусского рынка) – ориентир на лучшие западные решения задач (начиная от правильной постановки задач и заканчивая ее реализацией). Важен сам процесс взаимодействия — тогда будет и результат, и качество, и довольные заказчики».

CSFactory, Евгений Прупас: «Цена разработок будет расти. Мало рук, зарплаты перегреты. Чтобы удержать кадры и иметь возможность расширяться, нужно обеспечивать конкурентную зарплату.

Плюс, сопредельные рынки разогревают аппетиты – никто не работает ТОЛЬКО на рынке РБ – Запад или Россия впрямую или на аутсорсе задействованы у всех (а там рентабельность выше и налог на валюту ниже по сравнению с белорусским безналом).

На рынке России также наблюдается кадровый голод – демографическая яма, качественный ресурс востребован. Поэтому тенденций снижения стоимости работ не просматривается.

Местные заказчики либо примут правила игры и будут конкурировать с российскими конторами за ресурс белорусских разработчиков, либо уйдут в работу с более дешевым эшелоном разработчиков».

proweb, Александр Шалай: «Постепенно приходит осознание возможностей информационных технологий (в том числе и веб-разработок), как следствие, IT(в том числе и веб-разработки) получают все более широкое распространение и помогают развитию бизнеса (в той или иной степени) как мелким предпринимателям, так и крупным компаниям».

Студия Борового, Виталий Денисенков: «Постепенный рост доли платных CMS (в первую очередь 1С-Битрикса) — заказчики начинают осознавать все преимущества. Главное – не надо каждый раз переделывать сайт с нуля, его можно планомерно постепенно улучшать.

Заказчики перестали хотеть «все сразу», чаще соглашаются на поэтапную разработку проектов. Рост доли услуг по проектированию, юзабилити-анализу, веб-аналитике. Эффективность и результативность начинают брать верх над эффектностью. Меньше завышенных ожиданий от работы. У многих заказчиков появилась реальная нацеленность на результат».

abiatec, Александр Самойлов: «Следовать по стопам наших американских, а потом и российских коллег. Выбор подрядчика на основе осознаваемых, а не распиаренных компетенций. (Как я это называю выбор левым полушарием). Больше требований конкретного результата».

adviko, Андрей Голубев: «На наш взгляд, компании уходят от простых сайтов-визиток и желают опубликовать в интернете все свои товары и услуги в максимальном описании. Происходит снижение удельного веса простых сайтов и увеличение сайтов-каталогов (корпоративных сайтов).

Дизайн сайтов в белорусском сегменте по-прежнему консервативен. Новомодные «бутстраповские» дизайны не могут прижиться на нашем рынке. Подобные дизайны считаются слишком простыми и не вызывают доверия.

Увеличилось количество сайтов, работающих с платежными системами. Это, несомненно, большой плюс.

Но, к сожалению, мелкий бизнес в лице индивидуальных предпринимателей не сильно спешит разрабатывать сайт и продвигать его. Многие по-прежнему пользуются печатной рекламой в газетах».

Jlab, Сергей Паращенко: «За последний год усилился тренд в направлении мобильных устройств, создании версий сайтов, адаптированных под мобильные устройства. Плюс, клиент становится все более продвинутым в области интернет маркетинга, что не может не радовать».

astronim, Богдан Коровец: «Наконец, до белорусского рынка веб-разработки добралось такое понятие, как полноценная интернет-коммерция и сквозная веб-интеграция. Причем, как в розничных b2c и оптовых b2b e-commerce системах. Причем, пошла в стране тотальная веб-интеграция через интернет-системы как внутренних бизнес-процессов, так и внешних бизнес-коммуникаций, вовлекающие потребителя в процесс использования/развития продуктов/сервисов.

Обычные даже, с первого взгляда, корпоративные сайты, обрастают сложным функционалом, позволяющим пользователю быстрее разобраться в информации и превратиться в потребителя продукции/услуг.

Появились в Беларуси и первые социальные сервисные проекты, завязанные информацией сайта и механикой взаимодействия на уже активно существующие социальные сети и сервисы. Это касается как промо- и корпо-сайтов, так и порталов».


Вернуться к списку новостей