О том, куда «уходят» корпоративные сайты и интернет-магазины, рассказывает директор «Студии Борового» Виталий Денисенков.

О том, куда «уходят» корпоративные сайты и интернет-магазины, рассказывает директор «Студии Борового» Виталий Денисенков.

14.09.2016


По итогам Рейтинга белорусских web-студий, проведённого проектом «Рейтинг Байнета» весной этого года, «Студия Борового» в четвертый раз подряд стала лидером Рейтинга. В этом году в рейтинге приняло участие 20 разработчиков. Мы встретились с директором «Студия Борового» Виталием Денисенковым для того, чтобы поговорили о том, как трансформировались услуги web-разработчиков, почему клиенты все чаще ищут более дешевые варианты и почему «Студия Борового» из года в год продолжает участвовать в Рейтинге web-студий.

Виталий, какой, по твоей оценке, объем рынка веб-разработок в Беларуси?

За последний год рынок упал. По моим ощущениям, объем рынка в 2015 году составил в пределах $7-8 млн, может и $10 млн. Тут смотря как мерять и что брать в расчет. Если исключительно массовый продукт, востребованный большинством белорусских заказчиков, которым занимаются как web-студии, так и фрилансеры, то рынок можно оценить в пределах даже $3-5 млн. Если же в расчет брать компании, которые работают с западными и российскими заказчиками и разрабатывают по сути IT-решения, то здесь цифра может быть в районе $20 млн.

Как изменились цены на стандартные решения или проекты за последний год?

По моим оценкам цены снизились примерно на 20%. За год из-за экономической ситуации, целые отрасли практически выпали из темы веб-разработок. Т.е. у них вообще не стоят задачи в области веб.

Сами услуги веб-разработчиков немного трансформировались. Мне кажется, что рынок начал переживать изменения. Уходят такие понятия как стандартный корпоративный сайт или интернет-магазин. Появляются более специализированные решения различного уровня сложности. Например, продающий сайт, информационный сайт, сделанный на простом шаблоне или спроектированный с нуля. Все в итоге определяется уровнем бюджета и стоящих перед бизнесом задач.

Какие проблемы во взаимоотношениях между заказчиками и исполнителями на рынке веб-разработок появились за последний год?

Часть заказчиков просто приостановили проекты на том или ином этапе до прояснения ситуации. Большинство клиентов доводят начатое до конца, запускают проекты и начинают их дальнейшее продвижение. От излишка денег уже практически никто ничего не делает, все проекты рабочие и приносят реальную отдачу.

Заказчики стали искать варианты подешевле. Особенно это видно по понятным задачам, вроде лендинга или корпоративного сайта без большого функционала. Однако из-за комплексности и определенной сложности веб-разработки большинство заказчиков в итоге возвращаются к работе с веб-студией, т.к. она дает определенный набор гарантий. Самостоятельно нарастить экспертизу управления веб-разработкой и интернет-маркетингом внутри компании достаточно сложно и получается это у очень немногих.

Какие новые технологии и тренды проявились за последний год?

Первое, что приходит в голову — это появление технологий для обеспечения адаптивности сайта. Если заказчик делает сегодня неадаптивный для просмотра с мобильных устройств сайт, то он либо очень смелый человек, либо хорошо понимает, что он делает.

Никаких прорывных технологических решений в обычном вебе не наблюдается. Идет постепенное улучшение применяемых технологий. Например, с усложнением проектов очень важна скорость загрузки сайтов. Разработчики активно внедряют различные решения, позволяющие оптимизировать данное звено.

Но, самое главное, заказчикам нужны продажи. Если раньше был выбор между «Красиво» и «Продажи», то сейчас в подавляющем большинстве случаев «Продажи» являются ключевым фактором при разработке сайта. Именно творческих амбиций стало гораздо меньше, что, конечно не отменяет аккуратности, современности и лаконичности решений. Ключевое место заняло качество контента.

В этом смысле большинство проектов можно назвать неудачными, потому что веб-студии делают сайт и дальше с ним работает заказчик. Но эффективный процесс продаж можно наладить только в постоянном сотрудничестве заказчика с веб-студией, когда компетенции заказчика соединяются с компетенциями разработчика. В этом случае создание сайта превращается в проект, который постоянно развивается и работает на развитие бизнеса заказчика.

Хороший продающий сайт — это генерация качественных гипотез. А качественные гипотезы можно получить только на основе анализа стратегии компании, конкурентного окружение, изучения веб-аналитики, поведенческих факторов, ЦА, контента, преимуществ и т.д. А эти параметры не являются константами, поэтому и сайт должен постоянно подстраиваться под те изменения, которые происходят вовне и под лучшее понимание потребности посетителей.

Спрос на создание именно таких проектов в ближайшие год-два будет только расти.

Каков портрет белорусского клиента, который приходит за проектом в студию?

На мой взгляд, клиенты у веб-студий заказывают две вещи: либо руки, либо мозги.

Если приходит клиент, который до этого сделал уже 4 сайта, вполне допускаю, что он понимает, что ему надо и сколько это стоит. В этом случае здесь студия может выступить «руками» заказчика. Замечу, что ровных «рук» на рынке не так уж и много.

Если заказывают «руки», то проект можно сделать качественно, как того требует грамотный клиент.

Когда заказывают «Мозги», то все становится сложнее, т.к. помимо базовых компетенций, компания-разработчик должна еще обладать навыками бизнес-анализа, проектирования, интернет-маркетинга, понимать рынок клиента и совместить это все в предлагаемом решении. Если клиент совсем не понимает рынок, не разбирается в том, как это работает — у проекта есть большие риски не состояться.

Есть ли кадровые проблемы на рынке, ведь не секрет, что крупные аутсорсинговые компании забирают самых лучших?

Готовых людей, которые подходили бы по компетенциям, корпоративной культуре, знаниям, рабочим привычкам — нет. Новый сотрудник — это либо постепенно выращенный внутри профессионал, либо очень повезло.

Зачем вы участвуете в Рейтинге?

Посмотреть, на каком свете мы находимся, в окружении каких игроков. Рейтинг — хороший инструмент оценки конкурентного окружения и понимания, куда нужно развиваться. По сути — это сверка курса развития компании.

Для нас важно быть лидером рейтинга, т.к. мы проводим много различных обучающих мероприятий, рассказываем, как нужно делать хорошие сайты. На своих мероприятиях мы объясняем заказчикам необходимость понимания комплексного подхода к разработке и внедрению веб-проекта и рассказываем, как решить ту или иную задачу с помощью сайта.

Беседовал Сергей Скороход


Вернуться к списку новостей